Уникальные мелодии елецкой гармоники

 

В Елецком музее народных ремесел и промыслов выставлена экспозиция по истории рояльной гармони с эксклюзивными экспонатами. В музейный антураж органично вписывается манекен бойца — ведь почти все представленные здесь гармоники прошли через руки настоящих фронтовиков.

Помните, у Твардовского в «Василии Теркине» герой знаменитой фронтовой поэмы в минуты отдыха «для начала, для порядка» проходится по клавишам «трехрядки». И кто знает, может, была она нашей елецкой рояльной гармоникой, которая, как уникум, внесена в каталог ЮНЕСКО как прообраз аккордеона.

Такие разные «трехрядки»

Гармонист-виртуоз, ветеран войны Иван Гришин из елецкой деревни Рябинки унаследовал талант от отца Тихона Константиновича, который, по рассказам сына, не только великолепно владел инструментом, но и делал гармони в своей деревенской мастерской. С одной из них Иван Тихонович прошел почти всю Великую Отечественную войну. Дошел до Берлина.

В «ремесленном» музее три гармони Гришиных, и ни одной одинаковой.

— Вы знаете, изделие это штучное, — говорит хранительница музыкальных раритетов, директор музея Лариса Дорохина. — Массового ее производства никогда не было, да и не будет, наверное. Делали гармонику в домашних мастерских вот на таких верстаках.

И Лариса Викторовна обращает наше внимание на стоящий в левом углу станок, схожий со столярным — его подарил музею мастер-гармонист Семен Григорьевич Сочетаев.

До войны в Ельце в районе Вознесенского собора действовала артель «Красные гармони». Сегодня при народном музее промыслов и ремесел старинное дело возрождено подвижничеством потомков ельчанина Афанасия Ивановича Матюхина, недосягаемого виртуоза игры на гармонике, о котором говорили «У него не руки, а душа играет». Музейной мастерской заправляет сын Матюхина Николай Афанасьевич.

«Прабабушки» аккордеона

История рождения рояльной гармоники противоречива. Единого мнения на этот счет нет. Одни утверждают, что родилась она в Германии, другие — в Туле, а третьи придерживаются мнения, что ельчане привезли ее образец с Нижегородской ярмарки. Но в одном эксперты единодушны — рояльная гармоника всерьез прижилась только в елецком крае. Поэтому создание посвященной ей экспозиции здесь вполне закономерно. Она появилась 18 мая 2007 года — в День музеев — и разместилась в здании бывшего елецкого табачного «короля» купца Александра Заусайлова.

— Первоначально экспозиция была скромная, — рассказывает Лариса Дорохина. — Всего шесть рояльных гармоник из фондов краеведческого музея. Стали мы искать мастеров игры на ней, приглашать их на праздники — на День Победы, День освобождения Ельца — 9 декабря, на встречи со школьниками. Так и нашлись сподвижники в пропаганде елецкой рояльной гармоники. Это Алексей Васильевич Новиков, Александр Андреевич Александров из Елецкого района. Последний, кстати, стал в 1986 году призером проводимого тогда в Ельце братьями Заволокиными конкурса «Играй, гармонь!» Эта награда находится сейчас в нашей экспозиции.

А вот бывший фронтовик Дмитрий Константинович Степанищев поначалу, по словам Ларисы Дорохиной, недоверчиво отнесся к таким новациям, а потом стал другом музейных работников. Гармонисты называли его елецким Теркиным, потому как был он мастером задорных шуточных частушек. С Дмитрием Константиновичем связана интересная история. Для экспозиции промыслов сотрудники приобрели в полном комплекте детали старинного ткацкого станка. Но встал вопрос — кто его соберет? Дали объявление в городскую газету «Красное знамя». Неожиданно на него откликнулся Дмитрий Константинович Степанищев, сказав, что он это дело знает, у него и мама, и бабушка ткали. И собрал-таки станок. А потом пел для сотрудников озорные частушки. Было ему тогда 90 с лишним лет.

— Вскоре на День Победы фронтовик пришел к нам со своей гармонью. Глаза его были грустными, — продолжала рассказ Лариса Викторовна. — Как что-то чувствовал. А в июне его не стало…

В экспозиции музея — ныне целая коллекция гармоник этого елецкого Василия Теркина.

И рояльный баян в придачу

Среди небольших по размеру гармоник выделяется в красивом декоративном убранстве инструмент «выше ростом», на котором по обе его стороны нанесены алые звездочки, а также начертаны инициалы «ВТ».

— Это рояльный баян, принадлежал он липчанину Василию Тихоновичу Смородину. Играл он на нем в городском саду, — пояснила Лариса Викторовна.

Впрочем, не только о ветеранах рассказывала Дорохина. Сегодня есть кому наследовать и продолжить музыкальные традиции.

— Например, частым гостем на встречах в музее является студент Орловского музыкального колледжа Антон Карасев. Не так давно он сидел здесь на импровизированном «пенечке» и задушевно играл на гармони. Его прадед из измалковской деревни Кудияровка всю войну прошел с гармонью, сделанной мастером из елецких Черкассов. Передал мастерство сыну, а тот — своему сыну, который начал играть на ней в шесть лет. Сейчас Антон учится у знатока русских народных инструментов профессора Евгения Дербенко. Мечтает продолжить образование в столице. И с елецкой рояльной гармоникой не расстается, — заключила Лариса Дорохина.

 

Александр Дементьев, фото автора | 26.05.2020 02:25:52

Источник

Обсудить эту статью на форуме (1 ответов).

На юге России наигрыши на елецкой рояльной гармонике в настоящее время занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. По степени владения инструментом в традиции выделяются два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра показательна в отношении сохранения особенностей старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции.

 

Традиции игры на елецкой рояльной гармонике бытуют на территории Липецкой области (Измалковский, Красненский, Лебедянский, Елецкий, Задонский, Липецкий, Тербунский, Грязинский, Хлевенский, Усманский, частично Добровский, Долгоруковский, Добринский районы), а также в северных районах Воронежской области (Нижнедевицкий, Семилукский, Рамонский, Верхнехавский, Новоусманский). Такие данные были получены в результате экспедиционной работы преподавателей и студентов-этномузыкологов Воронежской государственной академии искусств (1994–2009 гг.) под руководством Г.Я. Сысоевой и Санкт-Петербургской государственной консерватории (2009–2013 гг.) под руководством Г.В. Лобковой.

 

Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований. Наиболее распространенное, бытующее на всей территории и относящееся ко всем конструктивным моделям инструмента название – рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью. Встречается и название русская гармонь. Конструктивные модели рояльной гармоники носители традиции определяют, включая в название все характеристики инструмента, например: рояльная шестипарка с полутонами.

 

Рояльные гармоники делались в основном на заказ одним мастером, который лично отвечал за качество инструмента, должен был в совершенстве владеть всеми тонкостями гармонного производства. В 1920-е годы в городе Ельце на государственной основе и под руководством мастеров – братьев Ивана и Алексея Черных – была открыта мастерская по производству елецких рояльных гармоник. На ней одновременно трудилось до 60 человек.

 

Ряд конструктивных особенностей позволяет отличить рояльную гармонику от других разновидностей. К основным признакам относятся два вертикальных выносных грифа и три клавишные клавиатуры, при этом на левом грифе клавиши располагаются с двух сторон: лицевой (клавиши басов) и тыльной (клавиши аккордов). При смене направления движения меха звуки на рояльной гармонике не изменяются. Управление мехом осуществляется с помощью кистевого ремня, закрепленного вдоль ребра грифа левой клавиатуры, и пальцевого ремня, зафиксированного на подвижной металлической планке с тыльной стороны правого грифа.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Тамара ЦЕРЕТЕЛИ, Орловская область

Фото: Анастасия Дорохова«Ливны гармонями дивны» — говорят о городке в Орловской области, породившем знаменитый музыкальный инструмент. Без ливенки раньше не обходилась ни одна свадьба или ярмарка. Сегодня изготовлением некогда самого народного инструмента занимаются шесть человек.

Наломай мне мех!

Сидят эти шестеро в небольшой комнате и мастерят легендарные ливенки. Орудия труда те же, что и 150 лет назад — примерно тогда в Ливнах начали делать гармони. Основные инструменты — «мозги и руки», говорят сами умельцы.

Труд раздельный — у каждого своя специализация. Но вручную здесь делается все — пуговицы клавиатуры из дерева; клапаны-басы или «гусиные лапки» из алюминиевых пластинок; корпус, механика и, конечно, меховая камера. На нее уходит по два месяца — сначала наламывают электрокартон на борины (складки) и помещают под пресс на полтора месяца, чтобы меха не пружинили. 

Затем на борины наклеивают деревянные рамки, потом — ткань, которая впоследствии должна перекликаться с рисунком на корпусе гармони. На каждую борину надевают стальной уголок, следом наклеивают кожу — чтобы внутрь камеры не проникал воздух. Все эти деревянные рамки, стальные уголки и прочее тоже делается вручную. Разве что не ткут полотно, которым меха обклеивают.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Сейчас ливенские гармошки все чаще покупают, как сувениры. Фото: Марина Сенина

Ливенка — старинный музыкальный инструмент, дна из первых разновидностей русской ручной гармошки. Она появилась на свет около 150 лет назад. О ливенской гармошке писали Лесков, Бунин, Паустовский и Есенин. Сегодня в городе Ливны гармошку тоже делают. Мастеров немного. Всего 11 человек.

История и уникальность


В небольшой комнате за столом у окна сидит Нина Павлова, заведующая мастерской по изготовлению ливенских гармошек. Одна стена ее кабинета увешана грамотами и благодарственными письмами. Рядом со всем этим — балалайка. Шкаф под завязку набит небольшими коробками с сувенирными гармошками и шкатулками.

– История ливенки очень интересная, — начинает Нина Павлова. — Первый инструмент в привычном для нас виде появился в Германии, в 1821 году. А потом в 30-х годах XIX века он пришел в Россию.

Производство гармошки было налажено в Туле в 1860 году. Там мастера изготавливали музыкальный инструмент по немецкому образцу. Но прототип из Германии имел недостаток: объем меховой камеры был не достаточным. Ливенские мастера решили эту проблему, в результате, получился совершенно новый инструмент прогрессивной конструкции.

– В жимах и разжимах мехов у германских гармошек исходил звук разной высоты. Мы это исправили. И еще увеличили количество клавиш, сделали больших размеров корпус, — рассказывает Нина Павлова.

Обсудить эту статью на форуме (2 ответов).

Путешествуя по разным странам, мы поражаемся самобытности тамошней культуры. Египетские пирамиды, архитектура Европейских столиц, диковинное сознание стран Азии. Но и в России есть то, что у иностранцев ассоциируется только с нашей страной. Помимо стереотипных медведей, водки и балалайки.

Ливенская гармошка – один из первоначальных вариантов русской ручной гармоники. Основное отличие «Ливенки» – различное звучание при раздвижении и собирании мехов, что позволяет сыграть множество мелодий различной сложности. Кроме того, гармошка обладает самыми широкими мехами. Многие музыканты, играющие на ней, превращают каждое свое выступление в танец.

Так как же делается этот инструмент, о котором писали в свое время и Толстой, и Есенин? За ответом отправились мы в старинный город Ливны Орловской области.

Обсудить эту статью на форуме (6 ответов).